Пьер Огюст Ренуар
РЕНУАР
(Renoir) Пьер Огюст (25 февраля 1841, Лимож - 17 декабря 1919, Кань-сюр-Мер,
близ Ниццы), французский живописец, график, скульптор. С тринадцати лет подрабатывал
в мастерской по росписи фарфора (1854), затем расписывал гербы, веера, шторы,
по вечерам посещал Школу рисунка и прикладного искусства. Заработанные средства
позволили Ренуару всерьез заняться живописью. С 1862 учится в Школе изящных
искусств, посещает мастерскую Ш. Глейра, где знакомится с Базилем, Моне, Сислеем.
Вместе с ними пишет пейзажи в окрестностях Парижа. В 1864 в Салон принимают
его картину 'Эсмеральда, танцующая с козочкой' (впоследствии им уничтожена).
Знакомится с Курбе, его влияние можно заметить в 'Харчевне матушки Антони' (1866,
Национальный музей, Стокгольм), 'Диане охотнице' (1867, Национальная галерея
,Вашингтон). В отличие от большинства импрессионистов, главной темой которых
стал пейзаж, Ренуара привлекает повседневная жизнь человека сцены, увиденные
в парке, кафе, на улице, на берегу реки, в купальне: 'Семья Сислея' (1868, Вальраф-Рихарц-Людвиг
музеум, Кельн); 'Лягушатник' (1869, коллекция Оскара Рейхарта, Винтертур); 'Портрет
Моне' (1872, частная коллекция, Париж); 'В саду' (1875, Музей изобразительных
искусств, Москва); 'После обеда' (1879, Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне);
'Девушка за шитьем' (1879, Институт искусств, Чикаго); 'Завтрак гребцов' (1881,
галерея Филипс, Вашингтон). Ренуар участвует в первой выставке импрессионистов
в 1874 ('Танцовщица', Национальная галерея, Вашингтон); 'Ложа', Институт Курто,
Лондон), затем во второй, третьей и седьмой. Ренуар художник, влюбленный в жизнь,
его восхищение красотой женщины, ее грацией, блеском глаз, перламутровым сиянием
кожи, прелестью и непосредственностью детских лиц запечатлено в его картинах:
'Обнаженная' (1876, Музей изобразительных искусств, Москва); 'Мадам Жорж Шарпантье
с детьми'(1876-78, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); 'Этюд к портрету Жанны Самари'
(1877, Музей изобразительных искусств, Москва); 'Девушка с веером' (ок.1881,
Эрмитаж, Санкт-Петербург). Модели Ренуара далеки от классического идеала красоты;
он отдавал предпочтение круглолицым миловидным женщинам с пышными формами, сильным
торсом, крепкими руками часто это были деревенские девушки служанки, няни. Ренуар
любит нежные, пастельные тона, розовые, голубые, нежно-зеленые возможно, в этом
сказалась его работа по росписи фарфора. В картинах Ренуара много солнца, света,
они исполнены дыханием жизни: воды струятся и сверкают бликами, деревья трепещут
на ветру, солнечные зайчики скользят по лицам, одежде, траве; свободный мазок
усиливает впечатление особой одухотворенности, изменчивости мира. В 1880-х гг.
Ренуар много путешествует Алжир, Испания, Италия. Под влиянием Рафаэля он меняет
свою манеру: рисунок становится точнее, контуры четче, объемы более проработанными,
все элементы формы тяготеют к 'классичности' ('энгровский' период): 'Зонтики'
(ок. 1880, Национальная галерея, Лондон); 'Большие купальщицы' (1884-87, Музей
искусства, Филадельфия). Однако вскоре Ренуар отходит от подобной 'строгой',
скульптурной трактовки формы, возвращаясь к более свободной живописной манере.
Его колорит приобретает особую светозарность, этот период называют 'перламутровым':
'Девушки за фортепиано' (1892, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); 'Заснувшая купальщица'
(1897, коллекция Оскара Рейнхарта, Винтертур); 'Габриэль и Жан' (1895, коллекция
Вальтера Гийома, Париж, где изображен Жан сын Ренуара, в будущем знаменитый
кинорежиссер). В конце жизни, вынужденный из-за болезни рук отказаться от живописи,
Ренуар переходит к скульптуре; давая указания помощнику Гино, художник создает
ряд великолепных скульптур, отмеченных мощной пластикой форм, гармонией силуэтов,
заставляющих забывать, что перед нами творения немощного, изувеченного болезнью
человека: 'Венера' (1913, частная коллекция, Париж); 'Большая прачка' (1917,
частная коллекция, Кельн); 'Материнство' (1916, частная коллекция, Париж).