Клод Моне
Среди живописцев, открывших в XIX столетии красоту пейзажей Франции, их светоностность, свежесть и, если так можно сказать, своеобразный оптимизм, достойное место занял Клод Моне (1840 - 1926). Это художник - один из самых последовательных мастеров, получивших в 1870-е годы имя импрессионистов, которое, кстати, произошло от названия его картины "Впечатление. Восход солнца". Импрессионисты хотели радостного и светлого искусства: они любовались повседневной жизнью - современными улицами, поездами и вокзалами, парусниками в море, сценами в кафе и во время воскресных прогулок. Глядя на природу, пытались видеть ее естественной, свободной от каких-либо извне принесенных идей и чувств, как-то было у классицистов и романтиков. В этом они наследовали традиции Г.Курбе, Э. Моне, Э. Будена, К. Коро, Ш.-Ф. Добтньи. Советами и расположением этих мастеров да еще - Й. Йонкинда и К. Тройона пользовался начинающий художник, окончательное обращение которого - после службы в армии - к творчеству началось во время пребывания в мастерской Глейра в Париже. Здесь Моне знакомился с будущими друзьями - Камилем Писарро, Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фридериком Базилем. За исключением последнего, рано скончавшегося, все они образуют группу, которая впоследствии и станет именоваться импрессионистами. Как только несколько пейзажей, написанных с натуры, были выставлены в Салоне, Клод Моне привлекает внимание знатоков и критиков. Его имя несколько раз благожелательно упоминается в прессе. Честолюбие молодого художника все же не было полностью удовлетворено: ему хотелось, опираясь на заветы реалистической школы, создать новое искусство и, главное возглавить его. Летом 1865 года он живет в местечке Шайи, где пишет картину "Завтрак на траве" - веселое общество господ и дам, уютно расположившихся под сенью огромного дерева. Для этой сцены пикника Моне позировали его знакомые, и их портреты легко угадываются. Художнику хотелось передать непринужденное общение свободных людей и, что особенно его занимало, - блики солнечных лучей, скользящих по лицам и одеждам, озаряющий весь пейзажный фон. Картина большого формата, в конечном счете, не понравилась взыскательному мастеру - мы судим о ней по предварительному эскизу, хранящемуся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Моне мечтает отбросить всякую условность, некогда столь модную в Салонах. Продолжая начатое, он пишет "Камиллу", для которой позировала его будущая жена. Успех этого произведения превзошел все ожидания: о таланте мастера говорят критики, включая и писателя Эмиля Золя. Развитием найденных тем стала картина "Женщины в саду" - триумф пленэрной живописи: светлые краски, легкость теней, свобода мазка - вот главные достоинства произведения. Это полотно - пример удачного сочетания жанровой сцены и пейзажа. Однако вскоре новаторство Моне становится ощутимым препятствием для признания его таланта у публики. Произведения плохо раскупаются, художнику грозит нищета. Появляется идея организовать выставку своих работ и произведений друзей, которую волей судеб отодвигает как неактуальную великая Коммуна - грозные дни революции в Париже. Опечаленный Моне уезжает в Гавр. Начинает писать дробными мазками - так зарождалась основа будущей техники импрессионизма. Затем состоялась непродолжительная поездка в Англию, важная для его художественного развития - он увидел оригиналы Уильяма Тернера и Джона Констебля, крупных мастеров пейзажа XIX века, стремившихся передать в своих ландшафтах состояние атмосферы. В ряде произведений конца 1860-х - начала 1870-х годов Моне предвосхищает будущие принципы всего творчества: наблюдает рефлексы на воде, нюансы окраски облаков, оттенки цвета в купах деревьев и среди полей. Его пейзаж в это время почти всегда "обжитой", фигурки людей мелькают в лугах, проходят по заснеженным провинциальным улочкам. Аржантей, где он поселился в начале 1870-х годов, становится маленькой "столицей" импрессионизма. Туда приезжают его друзья и в первую очередь - Эдуард Мане и Огюст Ренуар. Друг художников, коллекционер и торговец картинами Поль Дюран-Рюэль помогает, хотя и опасаясь скандала, организовать выставку 1874 года - первую знаменитую экспозицию импрессионистов. Она была и поражением, и триумфом крупнейших художников Франции. Публика потешалась над их необычной манерой, и должно было пройти еще много времени, чтобы она к ней "привыкла". Но с этого года начинается новая эра в искусстве, которая собственно, длится по настоящее время. О Моне говорят, пожалуй, еще больше, чем о его соратниках, невольно он становится лидером всего движения. К этому его обязывали не только личные таланты, но темперамент борца за право, как он считал, дело - творчестве своем Моне был бескомпромиссен. Ему хотелось убедить общество, что его путь в искусстве - единственно правильный. И Моне решает быть до конца последовательным: все больше его привлекает избранный жанр - пейзаж. С настойчивым вниманием художник следит за тончайшими изменениями цвета в природе, постоянно тренируя глаз. Дробные мазки превосходно передают все оттенки, и в них, чего и добивался мастер, тают четкие очертания предметов, в глазах зрителя сочетание тонких нюансов сливаются в единый живописный образ. Моне, как и его друзья, открыл закон оптического смешение красок при восприятии: тени стали легкими, прозрачными, цветными, светло-оранжевые, охристые, голубые, зеленые тона, обычно "спорящие" друг с другом, легко сочетаются, создавая ощущение неглубокого, словно уплотненного светом пространства. В 1877 - 1878 годах Клод Моне создает восхитительную серию картин, посвященную видам вокзала Сен-Лазар. С подлинным вдохновением и только ему ведомой силой художественного преображения натуры художник добился ослепительной свежести палитры. С этих пор все безоговорочно признают Моне главой школы импрессионистов. И вот что удивительно, этот самый "импрессионист из импрессионистов" не до конца удовлетворен своими художественными открытиями. Он хочет исследовать собственные живописные опыты до мыслимого предела. Ему начинают подражать даже друзья, однако дух непреклонности, который был у Моне с детства, ведет его дальше. Вскоре, к середине 1880-х годов, группа импрессионистов распадается, каждый пошел своим путем исканий. О Моне продолжают говорить, к нему пришел успех, картины охотно раскупаются. В 1883 году Дюран-Рюель делает персональную выставку художника. В 1892-1893 годах Клод Моне создает серию картин с изображение собора в Руане. Художник запечатлел на холстах то пасмурную, то ясную погоду с удивительной фантазией преобразующую виды фасада знаменитого кафедрала. Творческий путь Моне был долог. Когда он завершался, взошли звезды новой школы XX века - Пабло Пикассо и Анри Матисса. Но не стоит забывать, что все они признавали его подлинным новатором, пусть и не до конца принимая его "пейзажизм" в восприятии современного мира. Последние работы Моне - чистый миф света. "Водный пейзаж", "Нимфеи", "Кувшинки" - вот что волновало воображение стареющего мастера, работающего в Живерни, - все они свидетельство постоянной влюбленности в истинную красоту природы.