Поль Гоген
Гоген
Поль (Gauguin, Paul) (1848-1903 гг.), французский живописец, скульптор и график.
Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма.
С 1883 г. профессиональный художник. Работы Гогена не находили спроса, художник
влачил нищенское существование. В 1865 он присоединился к команде торгового
судна и совершил несколько долгих морских путешествий. В возрасте 23 лет начал
успешную, но кратковременную деловую карьеру в Париже. Финансовые успехи позволили
Гогену заняться коллекционированием произведений импрессионистов. Гоген не получил
регулярного художественного образования, если не считать нескольких уроков,
которые ему дал импрессионист Камиль Писсарро. В 1883 он оставил коммерческую
деятельность, чтобы полностью посвятить себя живописи; это привело к нищете
и разрыву с семьей. В 1887 Гоген предпринял путешествие на остров Мартиника;
во время пребывания там он осознал, что для творческого вдохновения нуждается
в уединенной жизни в гармонии с природой. В 1888 он некоторое время провел в
Бретани. В своих работах, выполненных в Бретани, в противоположность ярким произведениям
импрессионистов, он сосредоточил внимание на изображении суровой красоты этой
местности и сценах из жизни крестьян. В одной из своих наиболее известных бретанских
работ - "Видение после проповеди" (1888) художник акцентирует плоскостность
живописной поверхности, что, возможно, является результатом его знакомства с
японской гравюрой. Лучшие пейзажи Гогена и картина "Желтый Христос" (1889) тоже
относятся к бретонскому периоду творчества. В эти годы Гоген становится лидером
нового направления - синтетизма, приверженцы которого по-новому использовали
цвет и форму, смело очерчивая объекты, упрощая образы, сопоставляя большие участки
чистого цвета для достижения эмоционального эффекта. В конце 1888 Гоген провел
несколько месяцев в Арле вместе с Ван Гогом, с которым познакомился в Париже
в 1886. Во время этой поездки он создал несколько прекрасных рисунков и полотен,
но она закончилась ссорой, во время которой Ван Гог отрезал себе ухо; вскоре
Гоген уехал из Арля. В начале 1891 Гоген устроил аукцион своих работ, чтобы
на вырученные деньги совершить путешествие на остров Таити. Разочарование во
французской колониальной жизни заставило его направиться в глубь острова. В
своих картинах Гоген создал образы людей, живущих в гармонии с природой, ощущение
земного рая и золотого века человечества. Среди произведений этого периода его
творчества - "Манао Тупапау - Следящий Дух мертвого" (1892) и "Таитянские пасторали"
(1893, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Болезнь и нищета заставили Гогена в 1893 вернуться
в Париж. Двумя годами позже он вновь приехал на Таити. Работы Гогена второго
таитянского периода сходны с декоративными фризовыми композициями. Среди них
панно "Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?" (1898, Бостон, Музей изящных искусств)
- аллегория на тему этапов человеческой жизни. В своих последних работах Гоген
воплотил образы идеальной жизни вне времени и пространства. В 1898, почти лишенный
средств к существованию, в полном отчаянии, Гоген пытался покончить с собой.
В 1901 он перебрался на остров Доминик (Маркизские острова), где, больной и
одинокий, умер 8 мая 1903. Гоген оставил литературное наследие, которое, помимо
писем и дневников, включает Ноа Ноа (Благоухание) (исследование таитянской культуры
и мифов) и мемуары До и После. Гоген писал также критические статьи в периодические
издания и основал на Таити сатирический журнал.