Эжен Делакруа
Делакруа Эжен (Delacroix, Eugene) (1798-1863 гг.), величайший французский живописец-романтик. В 1822 г. Делакруа выставил в парижском Салоне картину "Ладья Данте", которая была куплена правительством, что открыло перед Делакруа возможность головокружительной карьеры. Делакруа, как правило, предпочитал брать за основу своих полотен драматические сюжеты. Увлекался экзотическими мотивами, особенно после поездки в Марокко в 1832 г. Кроме того, он вошёл в историю живописи как автор портретов, отмеченных особой одухотворённостью. После 1830-х гг. Делакруа занимался оформлением общественных зданий Парижа. Художественной манере Делакруа свойственны исключительный динамизм, глубоко эмоциональный накал и мажорный колорит, которые оказали большое влияние на Ренуара, Сёра и Ван Гога. Делакруа был и прекрасным литератором и издателем; его "Журнал" отражает взгляды Делакруа на современную ему жизнь. Живопись Эжена Делакруа обычно знают картине `Свобода, ведущая народ` (`28 июля 1830`), иначе - `Свобода на баррикадах`. Помимо нее Делакруа создал большое количество разных полотен (на исторические и бытовые темы), пейзажей, портретов (например, Жорж Санд, Ф. Шопена), натюрмортов, расписывал залы дворцов и капеллу в церкви Сен-Сюльпис. Он оставил после себя замечательный дневник. При жизни искусство художника отметили многие критики и литераторы. И конечно, апофеозом написанного о нем являются фрагменты бодлеровского `Салона 1846 г.`, одновременно посвященные картинам Делакруа и его художественным принципам. Делакруа, как и большинство знаменитых французских художников, обучался в Школе Изящных Искусств в Париже. Потом был учеником Герена. Дебютировал с картиной `Данте и Вергилий` (1822 г.). В следующем, 1823 году, художник обращается к теме борьбы греков против Турции. Результатом стала композиция `Резня на Хиосе`, обнаруживающая явный талант и профессионализм (Салон 1824 г.). В 1827 г., в продолжение темы, появилась `Греция на развалинах Миссолунги`. С этого времени Делакруа становится известен как исторический живописец-романтик. `Казнь дожа Марино Фальеро` (1826), `Смерть Сарданапала` (1827), иллюстрации к произведениям В. Скотта, позднее - картины `Битва при Пуатье` (1830) и `Битва при Нанси` (1831); апофеозом стало трагическое `Взятие крестоносцами Константинополя` (1840-41). Помимо исторической живописи, обращенной в прошлое, Делакруа рисует современную ему Францию. Портреты деятелей искусства, литераторов, а также литографии - то, над чем трудится художник в 1830-е гг. Еще в кон. 1820-х он создает ряд сюжетных иллюстраций к переводу `Фауста` Гете, а также рисует самостоятельную картину `Фауст в своем кабинете` (1827). Не менее великолепно Делакруа проиллюстрирует в 1834-43 гг. шекспировского `Гамлета`. Волнения лета 1830 г. явились темой для написания `Свободы на баррикадах`. Картина `28 июля 1830` (это революционное полотно!) была выставлена уже через год после подавления парижского восстания - в Салоне 1831 г. В 1832 г. художник уезжает на Восток. В Марокко и Алжир. Восточные мотивы будут составлять значительную часть творчества Делакруа в последующие двадцать лет. В 1834 появляются `Алжирские женщины`, а в 1854 - `Львиная охота в Марокко`, по-прежнему обнаруживающая у художника интерес к ориенталистике. И, разумеется, этот интерес отчасти был причиной написания `Взятия крестоносцами Константинополя`. В кон. 1830-1850-е гг. Делакруа расписывает залы парижских дворцов. Для истинного адепта живописи не могло быть `работы по заказу правительства` или `службы на благо народа`. Он служил только искусству. В последние годы жизни художник председательствовал в жюри всевозможных выставок и салонов. Его творчество завершило эпоху романтизма в живописи. Вслед за этой эпохой наступило время импрессионизма. Но импрессионизм - сюжет совершенно другой статьи.